| |||||||||||||||||||
Почему премьер-министр России недоволен работой картографов?В начале апреля председатель правительства РФ Владимир Путин провел совещание по вопросу картографического обеспечения системы ГЛОНАСС. Вопрос, который был поставлен перед членами правительства, звучал предельно просто: "почему так медленно идет создание цифровых карт". По другим же оценкам, в России вовсе нет недостатка в цифровых картах. Так в чем же камень преткновения? Для начала - необходимые разъяснения для лучшего понимания вопроса. Цифровая навигационная карта - это вещь в себе, и совершенно неважно, будут ли ее использовать с приемником GPS или ГЛОНАСС. Поэтому говорить о "картах для ГЛОНАСС" не слишком корректно. Навигационной системе все равно из какого источника получать данные о текущем местоположении: от приемника ГЛОНАСС или GPS. Второй важный момент заключается в том, что отсканированная карта местности с привязкой к координатам - это еще не полноценная карта. Ее надо актуализировать, выверить и дополнить базой POI (Point of interest, точками интереса). Это могут быть магазины, бензоколонки, больницы и т.д. Самое же главное, чем "картинка" отличается от навигационной карты - это дорожный граф, то есть, тщательно категоризированная привязанная к местности схема дорожной сети. Собственно, разработка и поддержка в актуальном состоянии дорожного графа и является самой сложной задачей при создании навигационных карт. Теперь вернемся к высказанными премьером претензиям по поводу неудовлетворительного картографического обеспечения России. По всей видимости, в распоряжении государства действительно нет полной цифровой навигационной карты России. Однако, это не значит, что таких данных не существует в принципе. Российский рынок навигационного ПО и карт на сегодняшний день можно назвать динамично развивающимся как по количеству игроков, так и по качеству представленных продуктов. Другими словами, для всех густонаселенных регионов России (и большей части всей площади страны) давно уже есть цифровые навигационные карты. Правда, владеют ими коммерческие компании (участники рынка). Какие шаги в этом отношении может предпринять правительство РФ? Самый легкий путь - устроить тендер, выбрать поставщика и приобрести необходимые карты (оптом или в розницу - неважно) на рынке. Причем, можно ограничиться так называемыми "базовыми картами", а POI и прочую требуемую госслужбам информацию об инфраструктурных объектах наносить самостоятельно. Так или иначе, приобретение карт у коммерческих игроков рынка нисколько не уронит престиж России (в качестве уступки патриотам можно даже покупать их исключительно у отечественных поставщиков). Вместе с картами, кстати, можно договориться и об их регулярном обновлении. Немного отступив от темы, заметим, что регулярное внесение корректив в карты и их рассылка пользователям - крепкий орешек, о который обломало зубы немало навигационных брендов. Западные поставщики (например, NAVTEQ или TeleAtlas) выпускают обновления карт России не чаще раза в квартал. Соответственно, все навигационные системы (в том числе и российские), работающие с этими поставщиками, вынуждены следовать такому же ритму. Отечественные игроки, не связанные с западными брендами, имеют возможность корректировать карты чаще. Так, навигационный сервис "Прогород" выпускает обновления карт ежемесячно, а питерский "СитиГИД", использующий для текущей работы системы мобильный интернет, автоматически актуализирует карты пользователей, так что карта может обновляться чуть ли не еженедельно. Есть и второй вариант решения проблемы. Ничто не мешает государству изготовить цифровые навигационные карты России самостоятельно. Для этого надо всего лишь раздобыть высокодетализированные спутниковые снимки всей территории России, найти коллектив картографов, которые разработают дорожный граф и организовать их объезд специальными мобильными бригадами, которые актуализируют картографическую информацию, уточнят наличие и расположение улиц, зданий и прочих важных элементов. В результате получится качественная навигационная карта России. Кстати, вышеупомянутый навигационный сервис "Прогород" создавал карты для своей системы именно так (на разработку самой программы и собственных навигационных карт было потрачено около $7 млн и полтора года работы коллектива из 150 человек). Какой вариант выбрать правительству? Однозначного ответа нет. Купить готовые навигационные карты - быстрее и проще, создавать свой "цифровой атлас" сложнее. Добавьте сюда необходимость поддерживать его пользователей, строить систему своевременной и полной актуализации данных, что может оказаться чуть ли не сложнее, чем создание карт. Правда, потом все эти затраты можно частично окупить, выведя созданный продукт на все тот же навигационный рынок России. Но в любом случае, говорить о том, что в России нет цифровых навигационных карт России - неверно. Такие карты есть. И любой продавец отдела автонавигаторов это подтвердит... Андрей Сабайдаш, генеральный директор ООО "МИТ" (торговая марка "СитиГИД"): Павел Козлов, директор направления персональной и автомобильной навигации компании NAVTEQ Россия: Андрей Кузнецов, руководитель GPS-проекта "Автоспутник": Александр Буянов, руководитель навигационного направления компании "Сидиком":
|
| |||||||||||||||||||
«REGNUM» |