NEWSpb.RU
||||||||

Декабрь 2005

Вс

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

123
45678910
111213141516
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
«»



Поспешное унифицирование тарифов может привести к потере грузов в российских портах: доклад Ильи Клебанова

ИА REGNUM публикует текст доклада полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова, прозвучавшего сегодня, 2 сентября, на совещании "О развитии транспортного комплекса Мурманской области" в Мурманске.

"В силу своего геополитического положения Северо-Западный федеральный округ выполняет роль транспортного моста между Россией и Западом, являясь связующим звеном между крупнейшими мировыми рынками Центральной и Восточной Европы, странами Балтии и государствами СНГ. От уровня развития и эффективности работы транспортной системы Северо-Запада зависит конкурентоспособность транзитных маршрутов по России, возможность привлечения, как грузопотоков, так и сопровождающих их финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста страны. Процессы глобализации мировой экономики и развития внешнеэкономических связей, вступление России в ВТО будет сопровождаться ростом внешнеторгового обмена и увеличением спроса на транспортные услуги.

По данным специалистов-экспертов наиболее высокие темпы экономического роста и внешнеторгового оборота прогнозируются для Азиатско-Тихоокеанского региона, Западной Европы и Северной Америки. По прогнозу торговля между государствами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой станет самым динамичным рынком, и максимальные выгоды получат те страны, которые смогут привлечь на свои коммуникации транзитный евроазиатский грузопоток.

Поэтому важнейшая задача России, ее Северо-Запада заключается в том, чтобы в полной мере реализовать свое выгодное географическое положение и привлечь транзитные грузопотоки на транспортные коммуникации страны. Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок, обеспечивающие торговлю между Россией и странами Европы и Азии, концентрируются по осям "Восток-Запад" и "Север-Юг" и совпадают с главными направлениями перевозок внутри страны, в которых сосредоточено свыше 80% населения и промышленного потенциала Российской Федерации.

Северо-Западный федеральный округ имеет непосредственный выход на транспортные коммуникации развитых европейских стран и расположен на пути основных грузопотоков между Западной Европой и Восточной Азией. Поэтому на период до 2015 года важнейшими задачами в области транспортной политики округа являются: повышение уровня координации в развитии различных видов транспорта; развитие евроазиатских транспортных коридоров; приоритетное развитие портовых комплексов, обеспечение железнодорожных и автодорожных подходов к ним; развитие трубопроводного транспорта; модернизация и развитие автодорожной сети; развитие региональной авиации; разработка и реализация мер по контейнерализации транспортного процесса; стимулирование частно-государственного партнерства в вопросах развития транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер по снижению аварийности на транспорте и уменьшению негативного воздействия транспорта на окружающую среду.

В перспективе все больше контейнерных грузов будет переключаться с наземных видов транспорта на морской. По прогнозу за ближайшие 10 лет грузопоток контейнеров, идущих через российские порты, возрастет с 1,5 миллиона до 6,2 миллиона единиц. Безусловно, для обеспечения внешнеторговых и транзитных перевозок необходимо развивать портовые комплексы, расширять сеть контейнерных терминалов, позволяющих перерабатывать крупнотоннажные контейнеры. Российская Арктика в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и для планеты в целом. Поэтому важнейшей задачей является обеспечение регулярного судоходства в западном секторе Северного морского пути.

В настоящее время на акваториях Северо-Западного федерального округа активно идут процессы освоения крупнейших шельфовых месторождений углеводородов, развития нефтеэкспортных портов и трубопроводных систем транспортировки газа. Суммарный поток только нефти через акватории Северо-Западного федерального округа при реализации проектов расширения транспортной инфраструктуры Баренцева и Балтийского морей может достичь 100 миллионов тонн в год. Освоение нефтепромыслов на севере округа предполагает значительное увеличение транспорта нефти морским путем: проектная мощность Варандейского терминала достигает 20 миллионов тонн в год, Разработка Приразломного месторождения обеспечит годовой поток нефти до 8 миллионов тонн в год.

Помимо расширения нефтяных портов Северо-Запада, реализуются проекты создания экспортной инфраструктуры других отраслей - угольных, лесных терминалов, минеральных удобрений и др. Однако сегодня основной проблемой развития являются морские и железнодорожные подходы. Страны Балтии на протяжении последних лет систематически вкладывали деньги в дноуглубительные работы. Мы же отстаем в этом вопросе от соседей.

Развитие Северного бассейна.

Мурманский морской торговый порт занимает особое место среди северных портов Российской Федерации. С одной стороны это связано с уникальными природно-климатическими условиями и географическим расположением Мурманского порта, с другой стороны это его история и сегодняшний день, которые богаты значительными событиями. Если коснуться истории, то к началу ХХ века Россия располагала всего лишь двумя портами на Северо-Западе, через которые проходили торговые пути со странами Западной Европы - это Санкт-Петербург и Архангельск. Наиболее дальновидные государственные деятели того времени прекрасно понимали, что для развития экономики страны этого явно недостаточно, так как Архангельский порт открыт для захода судов лишь семь месяцев в году и его пропускная способность незначительна, а замерзающий зимой Финский залив требовал ледокольной проводки. Время подтвердило правильность выбора. В последние годы наблюдается устойчивый рост грузоперевозок через российские порты Балтийского и Баренцева морей. В настоящее время на порты Северо-Западного федерального округа приходится более 35% объемов грузопереработки всех портов и стивидорных компаний России. По видам перевозок, практически, весь объем грузов относится к внешнеторговым, на каботажные грузы приходится менее 2%.

В перспективе грузооборот портов Северного бассейна будет возрастать за счет грузов как внешнеторговых (угля, минеральных удобрений и особенно нефти), так и каботажных в связи с оживлением хозяйственной деятельности в Арктике и, как следствие, увеличения объемов перевозок по Северному морскому пути. По прогнозу к 2010 году объемы перевалки грузов в портах бассейна возрастут более чем в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом, превысив 40 миллионов тонн в год, из которых 30 миллионов тонн будет обрабатывать Мурманский порт.

Если проекты, связанные с отправкой экспортной нефти через Мурманский порт, будут реализованы, то Мурманск станет одним из крупнейших и важнейших для российской экономики портов страны. Это наши перспективы развития.

Но при решении поставленных задач необходимо учитывать и возможные последствия для отрасли от вступления России в ВТО. Ожидается, что до конца 2005 года России удастся решить вопрос о своем вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). По сути, Россией пройдена стадия переговоров о вступлении в ВТО. По мнению экспертов, наибольшей опасностью для России является требование ВТО о выравнивании транспортных тарифов. Предстоящее присоединение России к ВТО вызывает тревогу у многих представителей российского бизнеса. В большей степени такая тревога объясняется тем, что на российском рынке появятся международные корпорации (капитализация основных десяти крупнейших зарубежных корпораций в мире составляет от 200 до 490 млрд долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет к значительному, не менее 5-7 млрд долларов увеличению маркетинговых расходов российских компаний на поддержание рыночных позиций.

Как считают эксперты, может произойти значительное падение (до 30-35%) рентабельности отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. По их мнению, особенно резко это может сказаться в таких отраслях как: к авто- и авиастроительной, пищевой, фармацевтической, химической, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг, розничной торговли и к транспорту. Нам всем, я имею в виду и государство и бизнес, необходимо еще раз внимательно изучить эту проблему.

Сегодня Министерством транспорта РФ декларируется необходимость унификации железнодорожных тарифов на порты Российской Федерации и пограничные переходы стран Балтии в связи с вступлением России в ВТО. Однако если уравнять железнодорожные тарифы на экспортные перевозки через российские порты и сухопутные границы, многие поставщики предпочтут работать через порты стран Балтии и Украины. Поспешное унифицирование тарифов может привести к потере грузов в российских портах.

В связи с тем, что основной товарооборот России осуществляется через ее западные границы, особый смысл приобретает протекционистская политика в отношении отечественный товаропроизводителей, транспортных и стивидорных компаний, осуществляющих деятельность в этом направлении. Унификация железнодорожных тарифов означает увеличение прейскуранта 10-01 до экспортного тарифа. В части развития отраслей промышленности, ориентированных на экспорт (например, угольной) увеличение тарифов ведет к снижению конкурентоспособности их продукции на внешних рынках. Если учесть количество занятых специалистов в этих отраслях, налоговую нагрузку, проблема принимает другой общегосударственный статус. В масштабах же всей страны это представляет угрозу экономической безопасности.

Учитывая благоприятное географическое расположение (порты стран Балтии практически не замерзают), развитые морские подходы не трудно спрогнозировать, у кого больше шансов одержать верх в конкурентной борьбе. И вопрос не столько во внутрипортовых технологиях - в этой части российские стивидорные компании вполне могут конкурировать и сейчас, проблема именно в развитых морских и железнодорожных подходах. Немаловажным фактором является и разница фрахтовой составляющей до Европы 10-12 долларов.

Все это говорит в пользу необходимости проведения последовательной и взвешенной государственной политики по унификации железнодорожных тарифов на экспортные перевозки через российские порты и повышению конкурентноспособности самих портов. Надеюсь, что время подтвердит правильность нашего выбора стратегии развития транспортного комплекса Северо-Западного региона Российской Федерации.

Новости по теме «Морские порты России и транзит»:

  • Верховный суд возвращает в петербургский суд дело о забастовке моряков "Портофлота"
  • В Архангельской области на дноуглубительные работы потратили 90 млн. рублей
  • Дороги к портам Ленинградской области хотят отдать федеральным властям
  • Ледокол "Капитан Косолапов" могут отдать Кандалакше (Архангельская область)
  • Объем перевалки грузов через порт "Высоцк" в Ленобласти в 2006 г. вырастет на 11%
  • В дноуглубительные работы в порту "Высоцк" (Ленобласть) вложат 30 млн. долларов
  • Перевалка угля через российские порты из-за высоких железнодорожных тарифов стала нерентабельной
  • Выборгский порт планирует в 2006 г. перевалить 1,5 млн. т грузов (Ленобласть)
  • Северное морское пароходство завершило каботажную навигацию
  • "Морпорт Санкт-Петербург" намерен обрабатывать свыше 770 тыс. контейнеров в год
  • К 2010 году в развитие петербургского морпорта планируют вложить 8 млрд. руб.
  • 530 тыс. тонн составил грузооборот порта Архангельск в ноябре
  • Более 1 млн. тонн грузов переработал Архангельский морской порт за 11 месяцев
  • ОАО "РЖД" вложило в строительство подходов к Усть-Луге 175 млн. рублей
  • Новый терминал в Усть-Луге (Ленобласть) откроется в декабре 2005 года
  • Вице-губернатор Ленинградской области: инвесторы уходят из Усть-Луги
  • В Мурманском морском рыбном порту вырос грузооборот
  • В Норвегии проходит семинар по проекту Северного морского коридора
  • Петербургский Большой порт перевалит миллионный 20-футовый контейнер
  • В Архангельске будет создан глубоководный район морского порта
  • Петербургский морской порт приостановит работу 24 ноября
  • Два новых парома начнут перевозить автомобили из Японии в Приморье
  • 1,1 млн. тонн грузов переработал Архангельский морской порт за 10 месяцев
  • Финансирование проекта Усть-Луга - Балтийск - порты Германии вырастет на 33%
  • Руководство петербургского морпорта приветствует появление нового акционера
  • В Смольном положительно оценивают итоги продажи акций петербургского порта

Все новости в сюжете «Морские порты России и транзит» (498)

 
 Мурманским льготникам не хватает необходимых лекарств
 Приоритетом в моей работе будет достижение баланса интересов бизнеса и власти: интервью зам. гендиректора Кольской ГМК ИА REGNUM
 В Мурманской области открылся горнолыжный сезон
 Партия "Родина" в Мурманской области прошла проверку Росрегистрации
 38,5% льготников Мурманской области отказались от соцпакета
 Росрыболовство формирует Северный научно-промысловый совет
 Лимиты на лов семги в белом море в последние годы неоправданно занижались: "Севрыбвод" (Архангельская область)
 В России каждый пятый пользователь интернета хочет эмигрировать из страны - опрос
 Назначен первый заместитель главы Северо-Западного таможенного управления
 Путин проведет совещание по развитию транспортной сети Северо-Запада
 Петербургские экстремисты - наиболее активные на Северо-Западе России
 5 млн. рублей субсидий получат больницы Мурманской области
 На Северо-Западе России вдвое сократились задолженности по зарплате
 В Мурманске стартовал проект "Один день в другом месте"
 Мурманск не получит 931 млн. рублей дотаций
 Ужесточение мер к распитию пива мы расцениваем только положительно: мурманская милиция
 Администрацию Мурманска заставили вернуть автомобили
 "Норильский никель" назван "Компанией с лучшим годовым отчетом"
 Власти призывают банкиров Северо-Запада развивать ипотеку
 В России всего 3-4% коренных жителей испытывают симпатию к мигрантам с Кавказа и из Азии - опрос
 Самые дешевые ели в Мурманской области можно купить в Терском районе
 Профсоюзы педагогов недовольны мурманским Пенсионным фондом
 В службе занятости Мурманской области открылось "Молодежное бюро"
 В Мурманской области елочные базары начнут работать с 20 декабря
 Россияне не хотят строить демократию в стране на американские деньги - ВЦИОМ
 Пользователей МТС в Санкт-Петербурге и Ленобласти к концу 2005 г. станет 2,5 млн.
 В Мурманской области закроют два филиала вузов
 Председателем совета директоров "Кольской ГМК" назначен Александр Крупадеров
 В Коле состоялись выборы депутатов (Мурманская область)
 Россияне считают свою страну лидером демократического развития на постсоветском пространстве - ВЦИОМ
 "Норильский никель" присоединился к Социальной хартии российского бизнеса
 В Заозерске избрали муниципальных депутатов (Мурманская область)
 В Кольском районе Мурманской области избраны 19 из 20 депутатов
 "Апатит" выполнил производственную программу ноября (Мурманская обл.)
 "Норильский никель" подтвердил соответствие международным стандартам менеджмента качества
ВСЕ НОВОСТИДАЛЕЕ





















||||||||