| |||||||||||||||||
| И.Клебанов: "За последствия реформы местного самоуправления будут отвечать губернаторы" Предлагаем вашему вниманию выдержки из поступившего в распоряжение ИА REGNUM выступления полномочного представителя президента РФ на Северо-Западе Ильи Клебанова на заседании Координационного Совета по местному самоуправлению (Санкт-Петербург, 25 февраля 2005 года). Уважаемые коллеги, друзья! Сегодня мы проводим второе заседание Координационного совета по местному самоуправлению. В дополнение к числу участников первого сегодня на Координационный совет приглашены мэры городов - административных центров субъектов Российской Федерации. Нельзя, на мой взгляд, решать проблемы местного самоуправления, не привлекая к этой работе специалистов, ежедневно занимающихся этими вопросами. Полагаю, было бы справедливо и полезно включить в состав совета представителей органов местного самоуправления... В этом году мы вступили в новый, очень сложный и ответственный период реформ - замены натуральных льгот денежными компенсациями, реформ жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения. Не все получается гладко, как бы хотелось. На ходу приходится устранять допущенные просчеты, которые, прежде всего, сказываются на благополучии населения, вызывая общее недовольство и протесты. Для того, чтобы избежать ошибок в административной реформе в сфере совершенствования местного самоуправления, нам надо обсудить проблемы законотворческого процесса в регионах, направленного на создание правового поля деятельности как региональных органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Вначале подведем итоги работы по реализации решения предыдущего заседания Координационного совета. Хочу отметить, что предложения Координационного совета, направленные в администрацию президента Российской Федерации, правительство и Федеральное собрание Российской Федерации, были услышаны и частично нашли отражение в Федеральном законе от 28 декабря 2004 года № 186-ФЗ. В частности, были уточнены критерии установления границ муниципальных образований, скорректированы сроки исполнения отдельных положений закона и др. В правительстве Российской Федерации и в Государственной Думе рассматриваются также поднятые на Координационном совете вопросы об увеличении доходной части бюджетов местного самоуправления. В частности, обсуждается вопрос о внесении поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающей передачу транспортного налога на уровень местного самоуправления - муниципальных районов (городских округов), а также поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений - замена дотаций дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, с соответствующими поправками и в Федеральный закон №131-ФЗ ("Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В работе находится и вопрос, поднятый на предыдущем заседании совета губернатором Ленинградской области Сердюковым В. П., о взимании налогов с физических лиц по месту жительства. Часть наших предложений, хотя они и не были пока приняты, остаются актуальными. Они были обсуждены на встречах с руководством Минрегиона России (руководителем департамента федеральных отношений, государственного и местного самоуправления Мирошниковым С. Н.) и Федерального собрания Российской Федерации (председателем думского Комитета по вопросам местного самоуправления Мокрым В. С.). И мы их повторно направим в администрацию президента Российской Федерации, Думу и правительство. Большой объем работы по реализации решения первого Координационного совета проделан органами государственной власти субъектов федерации, но, к сожалению, для своевременного исполнения федерального законодательства этого оказалось недостаточно. По результатам нормотворческой деятельности в 2004 году в рамках Федерального закона №95-ФЗ ("О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (от 4 июля 2003 года)), рассматриваемой на совещании у руководителя администрации президента Российской Федерации и на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления Комиссии при президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления, Северо-Западный федеральный округ среди других федеральных округов по многим позиция держится в "середняках". По вопросам закрепления в региональном законодательстве полномочий по предметам совместного ведения, осуществляемых в соответствии с положениями Федерального закона № 95-ФЗ за счет собственных средств субъектов Российской Федерации, Северо-Западный (68%) и Центральный округ (68%) делят 4-5 место, уступая Уральскому (98%), Дальневосточному (86%) и Сибирскому (77%) округам. По состоянию на 20 февраля текущего года ситуация по этому вопросу в округе несколько улучшилась. Полномочия по предметам совместного ведения, исполняемые согласно за счет средств субъектов Российской Федерации, в среднем по округу на 79,6% закреплены региональными законами. Полностью положения названного закона реализованы в Республике Коми. Близки к завершению этой работы в Вологодской, Новгородской и Псковской областях. Наихудшая ситуация у нас в округе сложилась с принятием законов по утверждению перечней имущества, необходимого для осуществления полномочий, а также имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих и работников государственных унитарных предприятий и государственных учреждений субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты по этому вопросы приняты только в четырех субъектах федерации: Республике Коми, Архангельской, Вологодской и Ленинградской областях. Хотя вся эта работа, напоминаю, должна была завершиться до 1 января 2005 года. Считаю, что мы должны установить предельно короткий срок для завершения этой работы - 15 марта. Это надо отразить в решении Координационного совета. Предстоит проверить соответствие принятых региональных законов положениям Федерального закона № 95-ФЗ и устранить имеющиеся недостатки. Этим вопросом уже занимаются органы прокуратуры и Минюста России... Хочу обратить ваше внимание еще на один момент. Федеральным законом №186-ФЗ до 1 марта были продлены сроки работы по установлению границ и наделению соответствующим статусом создаваемых муниципальных образований. По состоянию на конец 2004 года показатели Северо-Западного федеральный округа были соизмеримы лишь с аутсайдерами по этому вопросу - Центральным и Южным округами. В то же время надо признать, что в Южном округе Ставропольский край (и Новосибирская область в Сибирском округе) уже с 1 января 2005 года исполняет положения Федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме. На сегодняшний день эта работа не выполнена в Псковской области и до вчерашнего дня не была выполнена в Ненецком автономном округе, но вчера документы были подписаны, и можно считать, что работа завершилась. Вероятно, в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ границы муниципальных образований в этих субъектах будут устанавливаться уполномоченных федеральным органом исполнительной власти Минрегионом России. Кстати, органами прокуратуры вносится предложение обратиться в Государственную Думу рассмотреть вопрос об установлении ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за несвоевременное принятие ими нормативных правовых актов, предусмотренных федеральным законодательством. Думаю, это актуальное предложение. Анализ информации, представляемой органами государственной власти, показывает, что в некоторых субъектах (в Республике Коми, Калининградской и Мурманской областях) сделан акцент на формирование городских округов, что фактически ведет к созданию одноуровневой системы местного самоуправления на большей части территории этих субъектов. Думаю, что оценку этим решениям должны дать компетентные органы - Минюст и прокуратура. Это поручение также должно найти отражение в решении Координационного совета. Теперь о планах работы на 2005 год. В ближайшее время (до 31 марта) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предстоит принять ряд нормативных правовых актов, устанавливающих основы формирования органов местного самоуправления: их численность, порядок формирования, сроки проведения выборов представительных органов и глав местного самоуправления. Наряду с этими документами в этом году должна быть завершена работа по приведению в соответствие федеральному законодательству конституций (уставов) и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Органам местного самоуправления предстоит до 1 июля 2005 года привести в соответствие Федеральному закону № 131-ФЗ уставы и другие правовые акты муниципальных образований. Понятно, что правовые акты муниципалитетов - компетенция самих органов местного самоуправления. В то же время органы государственной власти субъектов федерации должны сделать все возможное для того, чтобы вновь избранные органы местного самоуправления смогли в сжатые сроки принять уставы и другие нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Для этого необходимо предложить представительным органам первого созыва воспользоваться разработанными заранее модельными уставами и другими модельными правовыми актами. Варианты модельных уставов и других правовых актов, а также нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Ставропольского края и Новосибирской области, находятся на компакт-дисках в раздаточных материалах - их опытом также можно воспользоваться. Для реализации вышеперечисленных задач в регионах должны быть разработаны продуманные планы работы с указанием конкретных сроков и исполнителей. В 2005 году должно быть также осуществлено перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Часть этой работы по безвозмездной передаче имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти (п. 11 ст. 154 Федерального закона №122-ФЗ) должна была быть выполненной до 31 декабря 2004 года. Эту работу сдерживает отсутствие перечней регионального и муниципального имущества, которые надо оперативно формировать. И, наконец, еще об одной из самых важных задач 2005 года. Располагая такой развитой системой высшего профессионального образования и ее научно-педагогическим потенциалом, СЗФО по числу служащих, прошедших обучение по программам подготовки и переподготовки по специальности "Государственное и муниципальное управление" (около 2,5 тыс человек при потребности около 30 тыс человек), занимает одно из последних мест, опережая лишь Уральский округ. Если мы хотим, чтобы создаваемая система местного самоуправления была действительно эффективной, необходимо чтобы в органах местного самоуправления работали грамотные и компетентные специалисты. Поэтому уже сейчас должен быть запущен механизм, обеспечивающий их отбор и подготовку в необходимом количестве. База в округе для этого есть - Северо-Западная академия государственной службы с ее сетью филиалов и другие ВУЗы. Есть и определенный опыт в организации различных курсов, проведении семинаров. Существуют программы подготовки и переподготовки кадров. Надо лишь перейти к их системной реализации. Вам, уважаемые руководители регионов, также необходимо вплотную заняться этой проблемой. Новости по теме «Замена льгот денежными компенсациями»:
Все новости в сюжете «Замена льгот денежными компенсациями» (4303) Новости по теме «Реформа местного самоуправления»:
Все новости в сюжете «Реформа местного самоуправления» (1210) Новости по теме «Реформа ЖКХ»:
Все новости в сюжете «Реформа ЖКХ» (821)
|
| |||||||||||||||||
«REGNUM» |