NEWSpb.RU
|||||||

Июль 2003

Вс

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

12345
6789101112
131415161718
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
«»



Мурманская область: Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в области в I квартале

Предлагаем вашему вниманию полный текст доклада губернатора Мурманской области "Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в Мурманской области" (по состоянию на 1.05.2003)

"Уважаемые северяне!

В этом году мной было принято решение о предоставлении средствам массовой информации, населению ежеквартального доклада о социально-экономической и общественно-политической ситуации в Мурманской области. Отклики на первый доклад еще больше утвердили меня в его необходимости, и отступать от этого я не намерен. Поскольку считал и считаю: забота у всех нас должна быть одна – как можно быстрее перейти от стабилизации социально-экономической ситуации на Кольском Севере, в России к экономическому росту, а это невозможно, если население не владеет достоверной информацией о деятельности Губернатора, Правительства Мурманской области. Напомню, что акцент в докладе будет сделан на тех проблемах, которые по данным СМИ, социологических служб затрагивают интересы большинства северян.

В последнее время в преддверии череды выборов считается хорошим тоном говорить о современном уровне жизни россиян и, в частности, жителей Кольского полуострова, только с негативным оттенком, с позиции "битья" власти. Не оттого ли, что, приводя, как говорил известный российский экономист Шмелев, "лукавые цифры", так легче манипулировать общественным мнением?

По данным опросов различных, независимых центров изучения общественного мнения, социологических исследований, проводимых как российскими, так и мурманскими специалистами, в первом квартале этого года 48% северян оценивают свой уровень доходов как "средний", 42-43% утверждают, что имеют уровень доходов "ниже среднего". И лишь остальные опрошенные – "выше среднего". Иными словами, почти 60% населения области, причем в их числе и часть пенсионеров, не оценивают свое нынешнее благосостояние пессимистически.

Я не раз задумывался: отчего происходит так, что иногда белое оказывается черным, а наши несомненные успехи, пусть их может быть на взгляд скептиков и немного, кажутся безусловными проигрышами. Очевидно, дело тут не в статистике, а в некорректной интерпретации статистических данных.

В частности, некоторыми моими оппонентами предпринимались попытки "арифметически" проанализировать динамику формирования доходов бюджетов Мурманской области и федерального бюджета, исчисленных в российской валюте и в валюте США, с 1996 года по настоящее время. Между тем, пересчет с помощью одного арифметического действия бюджетных доходов за разные годы по соответствующему курсу валюты США, по оценке специалистов, не объективен. Чтобы сопоставлять эти данные, необходимо исключить, как минимум, влияние таких факторов как: отмена одних налогов и введение в действие других; изменение долей распределения регулирующих и других налогов между субъектами Российской Федерации и федеральным бюджетом; изменение налогового законодательства в части размеров налоговых ставок и иных параметров, влияющих на расчетную величину налога; влияние инфляции; изменение курса доллара США по отношению к рублю.

Наибольшее влияние на снижение налоговых доходов бюджета в американской валюте за период с 1996 по 2003 годы оказали именно решения федеральных органов власти, связанные с внесением изменений в действующее налоговое и бюджетное законодательство. Оттого выпадающие доходы консолидированного бюджета региона за этот период равны 1.66 млрд. рублей или 48.9 млн. долларов.

При этом скорректированные только на подвижки в законодательстве собственные доходы бюджета составят в текущем году к уровню 1996 года 96.2%. А поскольку по федеральному бюджету этот показатель – 94.1%, то правомерно утверждать: упадка в экономике области за этот период явно не произошло.

К тому же необходимо учитывать разную степень зависимости конкретных налогов от изменения курса доллара, а также скорость реагирования различных налогообразующих показателей на его изменения. Так, прибыль и, соответственно, налог на нее, увеличиваются более-менее "параллельно" росту курса доллара лишь по отношению к экспортной продукции. Как правило, фонд оплаты труда и подоходный налог, из-за отсутствия достаточных финансовых источников в реальном секторе экономики и в бюджетах, не возрастают в размерах, адекватных резкому росту инфляции. Примеры для недобросовестных кликуш от политики можно приводить и дальше.

В общем, снижение собственных доходов консолидированного бюджета Мурманской области, исчисленных в валюте США, в 2003 году против 1996 года составит 17.4%. Из них 13.6% – за счет решений федеральных органов власти в сфере налогового и бюджетного законодательства, и лишь 3.8% – за счет иных факторов, перечисленных выше. Подчеркну, что даже при неизменности налогового и бюджетного законодательства в период 1996-2003 годов, ни один субъект Российской Федерации ни экономически, ни технически не имеет шансов сохранить собственные доходы регионального бюджета, исчисленные в валюте США, хотя бы на уровне 1996 года, не говоря уже о приросте доходов.

Конечно, критика власти в демократическом государстве – дело, безусловно, полезное. Но она полезна при условии ее конструктивности – это правда жизни. Правда и то, что в своем большинстве критики исполнительной власти нашего региона плохо представляют себе главные причины нынешнего экономического положения Мурманской области. Кроме того, делая эмоциональные выводы, они, судя по всему, сознательно опираются на очень ограниченную информацию. И таким образом уводят общественное мнение от истинных причин трудностей, переживаемых сейчас жителями региона.

Среди основных отраслей области рост объемов производства в первом квартале текущего года отмечен: в черной металлургии (114.5%), за счет роста промышленного производства вторичной обработки металлов (183.8%), машиностроении и металлообработке (106.2%), цветной металлургии (102.9%), химической (103%), а также полиграфической (107.3%).

О депрессивном состоянии области такие политиканы судят почему-то и на основании отчетных данных прошлого года. Тогда как известно, что вся российская экономика находится в глубокой депрессии, почитай, уже 11 лет, достигнув, по оценкам специалистов, в настоящее время лишь 70-процентного уровня 1991 года. По прогнозу же федерального правительства, если не случится ничего кардинального, из ряда вон выходящего, она выйдет на дореформенный уровень еще не менее чем через 10 лет.

В этих условиях обвинять в депрессии лишь региональную власть – значит отвлекать общественное мнение от определения действительных причин депрессии. А, следовательно, и от поиска решений выхода из нее, адекватных реальности. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: в условиях всеобщей депрессии региональной власти под силу, по большому счету, только удержать экономику региона, что основополагающе, на возможно более высоком уровне. Но с этой точки зрения результаты деятельности администрации Мурманской области за последние семь лет нельзя считать неудовлетворительными.

Известно, что с началом рыночной реформы на Мурмане стали сокращаться главные производственные ресурсы – как основные фонды, так и рабочая сила. Численность населения области за десять лет сократилась на 16%, и составляет на 1 января 2002 года (без ЗАТО) 807,7 тысяч человек, а численность занятых в экономике уменьшилась на 22%. На столько же сократилось количество основных фондов. Однако в то же время производительность труда выросла на 8%, а фондоотдача – на 11%.

В конечном счете, все познается в сравнении. Так, рост валового регионального продукта (ВРП) области за период с 1996 по 2001 год составил 115.9%. В последние годы область стабильно входит в первую десятку регионов с наиболее высоким размером ВРП на душу населения. И, если с 1991 по 1996 год объем промышленной продукции в области снизился почти на 40%, то с 1997 года он начал увеличиваться и к 2001 году вырос на 28%. Из 27 субъектов Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, наш регион занимает прочное место в первой половине списка. В 2002 году по объему промышленного производства он занял восьмое место. И, хотя против предыдущего года объем снизился на 3.5%, чистая прибыль области составила 3800 млн. руб. Для сравнения: Чукотская АО, которая прирастила за тот же период объем производства на 20%, понесла убытков на 244 млн. рублей. В Мурманской области итоговое отношение чистой прибыли к объему промышленного производства выше, чем в Архангельской – более чем в три раза, а по сравнению с Карельской Республикой – более чем в шесть раз.

Факт, что за годы экономических реформ реальные среднедушевые доходы в Мурманской области сократились на 64%. Но в других регионах и в целом по стране они уменьшились еще больше. В результате наша область на протяжении всех лет реформ входила в число регионов страны с наиболее высоким размером среднедушевых денежных доходов. В 2001 году средний доход на человека в месяц был равен 4376.5 рубля и превысил общероссийский на 43%. В 2002 году месячные денежные доходы мурманчан на душу населения увеличились в 1.2 раза, составив 5391 рублей. Правда, с поправкой на индекс потребительских цен, реальные среднедушевые доходы выросли только на 1.7 %. Но даже с учетом этого они все равно превышают общероссийский уровень на 39 %.

Уровень заработной платы в среднем по области тоже один из самых высоких на Северо-Западе. Он составил в прошлом году 7026 рублей, что выше зарплаты в Вологодской и Архангельской областях, республиках Карелия и Коми. А среднероссийский уровень зарплаты превышен на 63.3%. Постоянно снижается задолженность по выплате пособий на детей. За март текущего года долг по детским пособиям сократился на 6.6% , а с начала года – на 16.8%. На начало второго квартала его сумма составляет 81.8 млн. рублей (на 01.04.2002 – 148.6 млн. рублей). Да и пенсии в регионе выплачиваются своевременно. К сведению, средняя пенсия по области по состоянию на 31 марта сложилась в размере 1822.4 рублей. По сравнению с соответствующим месяцем прошлого года она увеличилась на 12.6%. Правда, ее реальное наполнение не достигло уровня прошлого года на 5.6%.

Нас очень тревожит задолженность по выплате заработной платы, так как влияние на уровень жизни населения оказывает регулярность получения доходов. Суммарная задолженность на 01 апреля 2003 года составила 182.8 млн. рублей, что на 21% ниже уровня прошлого года. В то же время отмечается рост задолженности за три месяца в полтора раза. В основном, задолженность складывается из-за отсутствия средств у предприятий и только 12.5% составляет задолженность из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней. Вместе с тем, Мурманская область имеет один из наиболее положительных показателей, характеризующих состояние дел с выплатой задолженности по заработной плате.

ПоказателиМурманская областьАрхангельская областьВологодская областьРеспублика КомиРеспублика Карелия
Просроченная задолженность по выплате заработной платы:

– млн. руб.

167.9376.5212.91287.1197.5
– в % к месячному фонду заработной платы организаций, имеющих задолженность108.9150.0104.4264.0115.6

Конечно же, это не значит, что в нашем крае социально-экономическая ситуация безоблачна. Замечу, рискуя быть непонятым: сегодня экономике России нужен не количественный рост всего и вся, а качественный рост. Не прирост любого вала, любой продукции ради завораживающей магии процентов, а иное качество роста. По валу это новое, технически передовое качество роста может дать и минус – ну и что в том страшного? Но зато качественный рост – это гарантия того, что будет произведен металл не для утяжеления станины, а для новых, прогрессивных профилей. Что ботинки сошьют не для того, чтобы им гнить на складах, а для того, чтобы люди их носили.

Не секрет, в настоящее время в производственном секторе области образовались значительные неиспользованные мощности, немало насчитывается и безработных людей. Но в первом квартале текущего года число граждан, ищущих работу и состоящих на учете в службе занятости, снизилось до 24.4 тысяч человек, или на 5.5%. Сейчас статус безработного имеют 23.3 тысяч человек против 24.6 тысяч в прошлом году. Уровень официально зарегистрированной безработицы снизился по сравнению с мартом 2002 года и составил 4.7%. Нагрузка на одно вакантное место уменьшилась с 6.2 до 5.3 человек. А численность занятых в экономике области увеличилась по сравнению с 2002 годом на 1.5 тысяч человек и составляет 432.5 тысяч. То есть в целом, ситуация на рынке труда остается стабильной. Несомненно, хотя доля безработных в экономически активном населении и сокращается, такое положение дел и меня, как главу правительства области, и само правительство не удовлетворяет.

Последние несколько лет, например, мы пытаемся сохранить градообразующее стратегическое редкоземельное предприятие ЗАО "Ловозерская горно-обогатительная компания" в поселке Ревда, где обострилась социальная обстановка из-за того, что оно простаивает. Однако речь идет о проблемах комбината, проданного в октябре 2002 года в результате конкурсного производства и вопреки мнению региональных властей малоизвестной московской компании ЗАО "Компания "ФТК", то есть частному предприятию. Владельцы игнорируют справедливые требования коллектива, уклоняются от работы с ним и от контактов с руководством области.

В России же устоялось мнение: акционерное общество – это государство в государстве, вмешиваться в его дела – себе дороже. Но на этом ревдинском комбинате работают жители Мурманской области. Это их ребятишки бедствуют вместе с родителями, а они-то за что страдают – за "выкрутасы" рыночной экономики? К лицу ли исполнительной власти быть в такой взрывоопасной ситуации сторонним наблюдателем? Уверен, нам ни в коем случае нельзя отгораживаться от бед небольшого поселка. Я направил телеграмму руководителю федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Татьяне Ивановне Трефиловой, где сообщил о происходящем в Ревде и обратился с просьбой оказать воздействие на выполнение руководством ЗАО "Компания "ФТК" своих прямых обязанностей или сменить недобросовестного собственника. Такая же информация направлена мной и в адрес полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе Валентины Ивановны Матвиенко. Принимаются нами и другие меры. Мы намерены добиваться удовлетворения всех требований коллектива этого предприятия.

Теперь обращусь к крайне злободневной для нас проблеме – проблеме инвестиций. Общеизвестно, без них экономический рост невозможен. Но именно с инвестированием экономики региона дело обстоит не лучшим образом. За первый квартал этого года инвестиции в основной капитал (оценочно) составили 1.2 млрд. рублей или 75.5% к уровню 2002 года. Объем подрядных строительно-монтажных работ, выполненных строительными организациями, составил 0.9 млрд. рублей (89.3% к уровню 2002 года).

В рамках областной адресной инвестиционной программы велись работы на строительстве следующих объектов: жилых домов в поселках Ревда и Зеленоборский, психоневрологического интерната и лечебно-оздоровительного корпуса специализированного дома ребенка в городе Апатиты, школы в селе Варзуга, ЛЭП "поселок Борисоглебский – госграница", а также реконструкция сооружений РКУСЦ (вторая очередь) в Мурманске. Для выполнения инвестиционной программы из областного бюджета в настоящее время перечислено около 10% от годового лимита в 106 млн. рублей. Финансирование региональных целевых программ в первом квартале этого года осуществлено в объеме 5% от годового объема в 203 млн. рублей.

По федеральным программам в тот же период осуществлялось финансирование строительства только двух объектов: мостового перехода через Кольский залив на автодороге Кола-Печенга – 142 млн. рублей и объекта ФГУП "Атомфлот" – 3 млн. рублей. Специалисты знают: коэффициент износа основных фондов превышает коэффициент их обновления по разным отраслям от 10 до 20 раз. Но это тоже не является особенностью Мурманской области – политика "проедания фондов", по мнению аналитиков, осуществляется федеральной властью с начала рыночных реформ.

Известно и то, чтобы бороться с нежелательными явлениями, надо знать их причины. Можно как угодно долго обвинять региональные власти в недостатке иностранных инвестиций. Но до тех пор, пока в инвестиции не будут вкладываться собственные, российские ресурсы, о них можно лишь мечтать. Между тем, денежных средств, которые за ненадобностью россияне инвестируют в зарубежную экономику, предостаточно. Так, в 1999-2001 годах Россией в распоряжение других стран были предоставлены сотни миллиардов рублей, которые составили от 70 до 115% инвестиций в собственный капитал нефинансовых отраслей.

Сегодня Правительство Мурманской области определило главную задачу на 2003 год. По максимуму приблизить "большую нефть" к берегам Мурмана. В таком направлении мы сейчас ведем очень интенсивную работу. И это, несомненно, выразится в улучшении инвестиционного климата в регионе. Нефтегазовый комплекс, определенно, должен стать реальным "локомотивом" роста его экономики. Центром добычи углеводородного сырья в России в ближайшие годы помимо Западной Сибири станет шельф арктических морей, где уже разведаны 15 крупных месторождений. Скептики могут тут поморщиться, дескать, сколько лет исполнительная власть говорит о "нефтяном" будущем. Да, действительно еще в 1997 году администрация Мурманской области в числе приоритетных задач определила возрождение предприятий нефтегазового комплекса, базирующихся в городе Мурманске и пребывавших в тот момент в состоянии глубокого кризиса. Но для решения подобной задачи требуется время и немалое, двумя-тремя годами не обойдешься. Тем более, позднее еще обозначились и другие проблемы, связанные с освоением нефтегазовых богатств Арктического шельфа.

Благополучие и перспективы развития Кольского Севера долгие годы связывались с цветной металлургией, рыбной отраслью, горно-химическим производством. Но те же запасы морских биоресурсов не безграничны. Многолетняя интенсивная отработка высокорентабельной приповерхностной части большинства эксплуатируемых месторождений привела к истощению сырьевой базы горно-обогатительных комбинатов. Здесь необходимо переходить к отработке глубоких горизонтов и подземной добыче полезных ископаемых, что негативно отражается на производственных затратах и капитальных вложениях. А это делает продукцию менее конкурентоспособной. Поэтому все последние годы мы буквально дрались за возможность заполучить черное золото.

Наш край остро нуждается в инвестициях. Инвестиции российского бизнеса в черное золото, которое, по нашим расчетам, пойдет к нам, дадут новые рабочие места, положительно повлияют на развитие мурманских предприятий и, несомненно, благотворно скажутся на жизнедеятельности жителей Мурманской области. При благоприятном развитии событий получит развитие вся инфраструктура, морской транспорт. Будет осуществляться газификация региона, появятся предпосылки для создания химико-молекулярных производств и многого другого. А доходная часть областного бюджета, по самым осторожным оценкам, может возрасти на четверть.

Уже прозвучали заявления нефтяных компаний "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сибнефть", "ТНК" и "Сургутнефтегаз" о перспективах перевалки грузов через Мурманский порт. Эти перспективы впечатляют: перевалка грузов к 2015 году должна составить 80-100 миллионов тонн, из них 80% – углеводородное сырье. Во время совещания с участием премьер-министра России, которое состоялось в Мурманске в начале нынешнего года на борту атомного ледокола "Ямал", я призвал федеральный центр создать благоприятный инвестиционный климат для нефтяных компаний, поскольку речь идет о миллиардах долларов.

17 апреля этого года состоялось заседание Правительства Российской Федерации по этому вопросу, которое вел премьер-министр Михаил Михайлович Касьянов. На нем обсуждались вопросы развития нефтегазового комплекса Северо-Запада с учетом реализации проектов перспективных трубопроводов. И я, конечно же, не упустил возможности быть услышанным: высказал свою точку зрения на проблемы разработки месторождений шельфа Западной Арктики и перспективы Мурманска. А перспективы эти как раз и связаны с превращением региона в крупнейший пункт перевалки нефти.

Подписание нефтедобывающими концернами и правительством области меморандума о строительстве нефтепровода и глубоководного терминала ставит реализацию этого крупномасштабного замысла в повестку самого ближайшего времени. Оптимальный выбор трассы нефтепровода может оказаться мощным рычагом для освоения рудных узлов с месторождениями платины и редких металлов в центральных и восточных районах полуострова, будет способствовать укреплению всех смежных отраслей.

Не скрою, ход обсуждения федеральным правительством обозначенных мною проблем был очень острым. Но правительство приняло стратегическое решение о начале подготовки к строительству нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск. Более того, оно поручило Минэнерго приступить к немедленной разработке технико-экономического обоснования его строительства в нашей области для экспорта нефти в дальнейшем в США. Ввод системы в действие запланирован на 2007 год. Кстати, специалисты министерства подсчитали, что при интенсивном варианте осуществления программы развития нефтегазового комплекса Северо-Западного региона к 2020 году удастся почти в четыре раза увеличить добычу нефти – до 55-57 миллионов тонн нефти в год.

Также на заседании правительства прозвучало: наше государство не претендует на полноправное владение новыми нефтепроводами, хотя и оставляет за собой право контролировать и влиять на транспортную инфраструктуру. Было решено ускорить разработку и уже разведанных месторождений. По словам главы Минэнерго Игоря Хануковича Юсупова, это позволит не только обеспечить сырьем близлежащие к ним регионы, в том числе и Мурманскую область, но и существенно увеличить экспорт.

Уровень современного "экологического" мышления руководства и высокий научный потенциал региона позволяют реализовать стратегию опережающего прогноза технических и социально-экономических последствий внедрения проекта и своевременно разработать меры предупреждения ли смягчения возможных социальных конфликтов в зонах пересечения нефтепроводами районов, в которых доминирует традиционное природопользование или расположены особо охраняемые природные заповедники. Институты КНЦ выразили готовность взять на себя разработку мер профилактики негативного техногенного воздействия на экосистемы в новых зонах промышленного освоения территории.

Отмечу, что на том заседании присутствовали и руководители крупнейших нефтяных компаний, которые заинтересованы в мурманском нефтяном проекте. И уже 23 апреля текущего года состоялся рабочий визит в нашу область главы одной из крупнейших отечественных нефтяных компаний "Роснефть" Сергея Михайловича Богданчикова. Он подтвердил всю серьезность намерений "Роснефти" на разработку нефтяных месторождений в арктических морях. Мы обсудили с ним детали создания новой транспортной системы из Западной Сибири на Кольский полуостров для перекачки черного золота на экспорт через Мурманский порт. И я пообещал руководителю нефтяной компании, что Правительство Мурманской области будет и впредь оказывать всяческое содействие всем тем, кто проявляет инвестиционную активность во благо региона.

Исполнительная власть региона будет на стороне тех, для кого государственные интересы – не просто слова. К примеру, взять возникшую не так давно проблему реорганизации существующей системы управления ледокольным флотом. С 1993 года атомный ледокольный флот, являющийся государственной собственностью, был передан в доверительное управление Мурманскому морскому пароходству с правом пролонгации договора при согласии обеих сторон. По большому же счету, пароходство уже 43 года успешно управляет атомными ледоколами. И ни разу не дало повода государству усомниться в своем ответственном отношении к управлению атомными ледоколами, к обеспечению его равнодоступности для всех российских субъектов. За прошедшие годы ни одно государственное задание по завозу грузов на Крайний Север не было сорвано! Как вдруг возник вопрос об изменении формы управления атомным ледокольным флотом и его передаче другим операторам. И это тогда, когда более чем за 40 лет безаварийной эксплуатации флота создан единый транспортно-технологический комплекс, включающий суда ледового класса, суда с ядерными энергетическими установками, обслуживающую их береговую инфраструктуру.

В настоящее время на Северном морском пути используются 5 атомных ледоколов. В течение ближайших 6 лет эти ледоколы должны быть либо выведены из эксплуатации, либо пройти модернизацию. Окупаемость российского ледокольного флота возможна при условии, что грузооборот на трассах Севморпути составит не менее 4-5 млн. тонн грузов в год. В 2002 году по этой трассе перевезли порядка 2 млн. тонн. Уже в ближайшие 3-4 года, по прогнозам администрации Севморпути Минтранса России, грузопоток увеличится до 10 млн. тонн. Основанием для таких прогнозов стали разведанные запасы нефти и газа на арктическом шельфе.

Я считал и считаю, что разрушение любого из звеньев такой структуры неизбежно привело бы к нарушению системы обеспечения ледоколами грузопотока по Северному морскому пути. Возникает здесь и еще один очень принципиальный вопрос – о кадрах. Плавсостав и специалисты ледокольного флота – неотъемлемая составляющая стабильного коллектива Мурманского морского пароходства, со своими традициями и высоким профессиональным потенциалом. За вопросом о персонале, обслуживающем атомный флот, стоит едва ли не самая серьезная для страны проблема – надежной и безопасной эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками.

Тут любые поспешные и не до конца продуманные шаги могут обернуться, без преувеличения, катастрофическими последствиями. И в прежние годы административные методы управления ледокольным флотом к хорошему не приводили. Например, в середине 90-х годов в Москве приняли решение о перебазировании с Дальнего Востока на предприятие "Атомфлот" в Мурманске дока, абсолютно непригодного для ремонта атомоходов. Тогда никто не захотел услышать возражения специалистов Мурманского пароходства, для которых была очевидна бессмысленность этой затеи. Колоссальные средства, измеряемые миллионами долларов, вылетели "в трубу" при транспортировке дока. Вот уже несколько лет он стоит на "Атомфлоте" как памятник халатности и бесхозяйственности.

Я считаю, что нельзя лишать Мурманское морское пароходство права доверительного управления ледокольным флотом. Мою позицию поддержало российское правительство. За сохранение сложившейся практики доверительного управления ледокольным флотом выступил и Минтранс России. 19 марта этого года первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Виктор Христенко подписал поручение о продлении договоров доверительного управления и разработке концепции развития Северного морского пути. Проблема, вокруг которой было столько спекуляций, наконец-то разрешена. Государственная собственность – атомный и дизель-электрический флоты остались в доверительном управлении у Мурманского морского пароходства. Твердая позиция Правительства Мурманской области, несомненно, была в решении этого вопроса очень важна.

Обозначу здесь свою позицию как главы правительства региона и по отношению к Октябрьской железной дороге. В феврале этого года на совещании при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по теме "Совершенствование технологии и качества работ транспортного комплекса – важнейший фактор социально-экономического развития Северо-Запада" я довел ее до сведения всех участников заседания. Более того, прямо указал: Октябрьская железная дорога имеет на основных направлениях резервы для освоения возрастающих потребностей экономики и населения Северо-Запада России в железнодорожных перевозках. Если за период с 2000 по 2002 год Мурманским отделением дороги ежегодно перевозилось около 25 млн. тонн грузов, то в 1990 году было отправлено более 47 млн. тонн.

Однако анализ существующих грузопотоков с учетом перспектив освоения углеводородного сырья арктического шельфа показывает настоятельную необходимость ее технического перевооружения и дальнейшего развития существующих мощностей. И в первую очередь обеспечение этих работ необходимо на направлениях к портам Мурманской области. Чтобы увеличить транспортные потоки через Мурманский морской торговый порт (ММТП), а весь груз завозится и вывозится железнодорожным транспортом, необходимо реконструировать железнодорожную станцию Мурманск. Это в настоящее время наиболее актуальная проблема, поскольку сейчас станция удовлетворяет потребности ОАО "ММТП", но резервов пропускной способности не имеет.

Без второго железнодорожного пути дальнейший рост грузооборота Мурманского порта, даже при условии его внутренней реконструкции, невозможен. В 2001 году ОАО "ММТП" заключил с "Ленгипротрансом" договор на разработку проектных предложений по реконструкции станции Мурманск. Сейчас работа выполнена. Специалисты просчитали, что ориентировочная стоимость строительства по предлагаемым проектным решениям составляет 21.7 млн. долларов США. В минувшем году грузооборот через порты Мурманской области достиг суммарного объема 15.5 млн. тонн, в том числе перегружено на рейде порта Мурманск 778 тыс. тонн нефти за последний квартал 2002 года. Но, к сожалению, даже это не обеспечивает в полном объеме потребности грузоотправителей, предложения которых значительно превышают существующие мощности портов региона. Так, по оценке морской администрации порта Мурманск, суммарный пакет таких предложений достигает 26-28 млн. тонн по сухим грузам (уголь, окатыши, апатит, глинозем и т. п.), а по нефтеналивным грузам уже сегодня необходимо переваливать 8-10 млн. тонн.

В 2002 году Мурманское отделение дороги перешло на переменный ток. Это важный шаг по внедрению новых прогрессивных и экономичных технических решений. Приятно отметить, что все эти работы проводились исключительно силами мурманчан, без привлечения сторонних организаций. Переменный ток дает возможность значительно экономить средства, уменьшить производственные расходы, да и сам он обходится железной дороге дешевле, чем постоянный. Примечательно, что при этом были приняты на работу дополнительный штат локомотивных бригад, ремонтники и другие специалисты основных профессий на станции Кандалакша.

Ежегодно Правительство Мурманской области заключает Соглашения с Октябрьской железной дорогой о взаимодействии по стабилизации транспортного обслуживания региона и обеспечения устойчивой работы железной дороги. Последнее Соглашение на 2003 год заключено в январе текущего года. В документах Правительства РФ об организации детской оздоровительной кампании 2003 года отсутствует пункт, определяющий обеспечение железнодорожного проезда детей к месту отдыха и обратно. Поэтому эти расходы взял на себя комитет по социальной защите населения Мурманской области. По информации администрации Октябрьской железной дороги по состоянию на 15 апреля поступили заявки от 83 организаций области на перевозку организованных групп детей в количестве 21205 человек.

Такая практика, несомненно, положительна. Но, к сожалению, не всегда с нашей стороны удается в полном объеме выполнить взятые на себя финансовые обязательства по компенсации расходов железной дороги, связанных с организацией льготных перевозок организованных групп детей к месту отдыха и обратно (задолженность за 2002 год по данным ОЖД составляет 17 млн. рублей). Это связано в первую очередь с тем, что решение Правительства РФ о бесплатной перевозке детей принимается, как правило, после утверждения регионального бюджета на очередной финансовый год. Поскольку в очередной раз я коснулся темы взаимоотношений региона с федеральной властью, то не могу вновь не сказать об отношении регионального правительства к активно лоббируемому связистами введению так называемой "повременки". В своем первом вводном ежеквартальном докладе, опубликованном в феврале этого года, я четко обозначил свою позицию по этой широко обсуждаемой общественностью области проблеме.

Замечу, на протяжении последних лет ОАО "Мурманэлектросвязь", а после реорганизации в 2002 году – филиал "Мурманэлектросвязь" ОАО "Северо-Западный Телеком" предпринимал неоднократные попытки введения на территории области повременной системы оплаты услуг местной телефонной связи. Региональное правительство неоднократно давало отрицательные заключения не только по срокам и порядку внедрения "повременки", но и по уровню предполагаемых тарифов и для организаций, и для населения. Нас не устраивает, что в нарушение действующих Правил оказания услуг телефонной связи система оплаты услуг устанавливается оператором самостоятельно, причем в одностороннем порядке. Абонент не может сам контролировать длительность разговоров, которые ведет, а это чревато массовым недовольством населения области по поводу счетов, выставленных связистами клиентам. И что наиболее важно: уровень тарифов повременной системы оплаты услуг, предложенный МЭЛС, отрицательно скажется на финансовом положении малообеспеченной категории граждан – пенсионеров, инвалидов и других категорий. Именно те, у кого и так жизнь очень нелегка, будут вынуждены резко сократить общение по телефону. А телефон у некоторых из них – это единственная ниточка, связывающая их с внешним миром. В тяжелой ситуации при внедрении "повременки" вполне могут оказаться и бюджетные организации.

Несмотря на отрицательное мнение по этому вопросу населения, органов исполнительной и законодательной власти Мурманской области, филиал "Мурманэлектросвязь" ОАО "Северо-Западный Телеком" в декабре прошлого года в одностороннем порядке предпринял очередную попытку введения системы повременной оплаты телефонных разговоров в ряде населенных пунктов области, в том числе и в областном центре. Вот почему в феврале текущего года мной было направлено обращение в адрес руководителей ОАО "Северо-Западный Телеком" и его Мурманского филиала с предложением прекратить опытную эксплуатацию системы повременного учета телефонных соединений и не предпринимать шагов по ее внедрению до принятия новой редакции Закона РФ "О связи".

В 2003 году Финляндия потратит на приграничное сотрудничество с нашей областью 1 млн. евро. (Карелии, Санкт-Петербургу и Ленинградской области будет выделено соответственно1 млн., 5 млн. и 1,5 млн. евро). С 1992 года существуют комплексные программы для Мурманской области. Первая была рассчитана на 4 года (1997–2000), вторая – на 3 года (2001–2003). Работа по 16-ти проектам второй комплексной программы уже завершена, а более 30-ти еще находятся в стадии реализации). Сегодня нет ни одной сферы взаимных интересов, где бы мы ни работали с нашими соседями. С 1988 года между Мурманской областью и северными губерниями Норвегии, Швеции и Финляндии действуют двусторонние Соглашения. Спустя пять лет мы вошли в Региональный Совет Баренцева Евроарктического сотрудничества. Активное партнерство в рамках Баренцева процесса позволяет не только укрепить авторитет России и региона на международном уровне, но и дает нам возможность продвигаться вперед в социально-экономическом развитии, легче пережить наши внутрироссийские проблемы.

Мы работаем с нашими соседями в различных сферах. В частности, это касается малого бизнеса и экологии, образования и культуры, транспорта и сельского хозяйства, энергосбережения и многого другого. Возьму на себя смелость утверждать: Баренцев регион в последние годы превратился в своеобразную лабораторию по отработке взаимовыгодного и добрососедского взаимодействия стран, имеющих различную историю, государственное устройство, политику, экономику, различную принадлежность к современным экономическим и военно-политическим объединениям. Например, немало сделано в культурной сфере. Одним из итогов посещения Кольского Заполярья Королем Норвегии Харальдом V стала совместная постановка под патронажем Его Величества оперы Пуччини "Тоска", которая с успехом прошла в Мурманске. После чего в Мурманске остался прекрасный камерный оркестр, который сегодня является своеобразной визитной карточкой области.

Совместными усилиями с соседними странами удалось создать систему комфортабельных баз в самых живописных местах Мурмана, где тысячи российских и зарубежных гостей ежегодно ловят семгу и занимаются охотой. Для нас это – существенное пополнение бюджета. Три года назад в Мурманске открылся первый в России норвежский промышленный Центр, а вслед за ним аналогичный "Шведский центр". Оба они сегодня играют ключевую роль в развитии деловых связей, продвижении совместных проектов, привлечении инвестиций. Мы открыли такой же центр в шведском городе Лулео. Финны помогли нам создать атлас земельных ресурсов области.

В рамках договора о развитии добрососедских отношений служб занятости Северной Финляндии и нашего региона создан специальный Web-сайт arcticjob.net, который предоставляет информацию по ситуации на рынке труда, системам социальной защиты и налогообложения стран-участниц. Конечно, подобные контакты невозможны без создания условий для их развития и, прежде всего, коммуникаций. Только за последнее время введены в эксплуатацию автомобильные пункты пропуска "Салла" и "Борисоглебск" на государственной границе с Финляндией и Норвегией. Мы смогли реконструировать (в основном, за счет наших зарубежных соседей) три автомобильные дороги, связывающие государственную границу России с Мурманском. Кстати, теперь их надо содержать. Но 120 млн. рублей в год из регионального бюджета при новом порядке формирования дорожных фондов – ноша непосильная. Правительство Мурманской области предпримет все усилия, чтобы эти дороги как можно скорее перевести в разряд федеральных, учитывая их международный статус.

В Мурманской области расположено 139 потенциально опасных объектов. В том числе: 8 представляют наибольшую угрозу; 44 используют в своей производственной деятельности активные опасные химические вещества; 53 пожаровзрывоопасных объекта имеют степень износа основных производственных фондов 50 %, что может стать причиной аварий; 33 гидродинамических объекта несут потенциальную опасность катастрофического затопления местности…

Особо подчеркну экологический аспект сотрудничества. К началу 90-х годов на территории Мурманской области уже находилось более 200 ядерных реакторов. На наших предприятиях десятилетиями ждут переработки 17 тысяч кубометров твердых радиоактивных отходов. А общий накопленный радиационный потенциал оценивается в сотни миллионов Кюри. Несмотря на увеличение финансирования в последние два года, средств, выделяемых государством на решение таких проблем, недостаточно. Суммарные затраты на утилизацию радиационно-опасных объектов и их реабилитацию составляют 1.5 млрд. долларов США. Но подчеркну, здесь надо отдать должное Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за непростое решение о передаче в ведение Минатома всех атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации, и баз хранения радиоактивных отходов.

Региональное правительство постоянно держит в поле зрения актуальнейшую экологическую проблему и ведет целенаправленную работу по привлечению внебюджетных источников финансирования для ее решения, в том числе в рамках регионального международного сотрудничества. В декабре 1994 г. в соответствии с Соглашением между Россией и Норвегией по сотрудничеству в области охраны окружающей среды было принято решение о реализации программы по повышению квалификации и обучению инженеров и руководителей российских промышленных предприятий "Чистое производство". На территории Мурманской области проект начал осуществляться с 1997 года. За этот период прошли обучение 323 специалиста. Экономический эффект от внедрения проектных разработок в агропромышленном, горно-рудном, горно-промышленном и горно-металлургическом секторах экономики и на транспорте области за эти годы составил около 5 млн. долларов.

Совместно с губернским Правлением провинции Финнмарк мы подписали контракты по повышению ядерной и радиационной безопасности на общую сумму 50 млн. NOK. Делегированное центром нам право на это, которое правительство области рассматривает как знак большого доверия региону, позволило оперативно начать финансирование сразу трех проектов. Оно осуществляется норвежской стороной в качестве безвозмездной помощи. К подписанию готовы еще шесть контрактов на такую же сумму.

Не могу обойти вниманием и проблему, вокруг которой сломано так много копий – жилищно-коммунальное хозяйство. Точнее, его реформирование. Нынешнюю холодную зиму население области, в отличие от жителей соседних регионов, пережило в теплых квартирах. Редкие аварии, как следствие большой изношенности коммунальных сетей, ликвидировались, в большинстве случаев, оперативно. И тут работникам жилищного хозяйства, конечно, нужно сказать спасибо.

Фактические затраты на жилищно-коммунальные услуги на 1 кв. м общей площади жилья по предварительным данным за 1 квартал 2003 года составили 41 рубль (за 1 квартал 2002 года – 39.6 рублей). Уровень платежей граждан за такие услуги в течение 2002 года в отдельных муниципальных образованиях пересматривался неоднократно. В среднем по области он за 2002 год доведен до 74.3 %, то есть превысил уровень 2001 года на 28.3 % (2001 год – 46 %). По оперативным данным, уровень платежей населения в 1 квартале этого года составляет около 79.1%. А вот доля собственных расходов населения на оплату услуг жилищников составила в 2002 году 20.4% при федеральном стандарте 22%, в 1 квартале 2003 года – около 22 %.

В результате, рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и увеличение уровня платежей населения обусловило увеличение суммы начисленных субсидий малоимущим слоям населения. Только за 1 квартал, по предварительным подсчетам, она равна 237 млн. рублей (за 2002 год – 471.1 млн. рублей). В Мурманске специалистами Мурманводоканала" зафиксирован с ноября 2002 года бум интереса к индивидуальным приборам учета расхода воды. Только его работники каждый месяц устанавливают счетчики в квартирах 30-40 горожан. Организаций, имеющих лицензию на проведение таких работ, в городе не меньше 10. Контроль за их работой осуществляют специалисты "Мурманскводоканала", которые каждый месяц подписывают до 500 актов приемки оборудования, смонтированного другими фирмами.

Чтобы повысить надежность работы систем жизнеобеспечения населения, улучшить качество жилищно-коммунальных услуг, перейти на безубыточное, самоокупаемое функционирование на основе снижения затрат на производство этих услуг, сократить нерациональные расходы, обеспечить реальную социальную защиту населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги нами в настоящее время разработан проект региональной программы "Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на од". И на первом ее этапе будут проведены техническая и экономическая инвентаризация, паспортизация и государственная регистрация основных фондов жилищно-коммунального комплекса.

Между тем, на 1 января 2003 года общая сумма задолженности жилищным предприятиям за оказанные ими услуги составила 1685.3 (100%) млн. рублей, что составляет 18.4% от всего объема услуг. В том числе предприятия и организации федеральной собственности должны 124 млн. рублей (7.36 %). Предприятия и организации, финансируемые из местных бюджетов, – 1561.3 (92.64 %) млн. рублей. А население за полученные услуги не выплатило 1129.0 млн. рублей (12.33 % от общей суммы в 9159.24 млн. рублей). Часто мурманчане интересуются, правда ли, что долги неплательщиков "разбрасываются" на тех, кто исправно платит за квартиру. По информации отдела по работе с населением МРИВЦ долги списываются в убытки коммунальным предприятиям. Сегодня самый большой долг в областном центре составляет 84 тыс. руб. Его накопила многодетная неблагополучная семья, занимающая четырехкомнатную квартиру.

Парадокс, но, справедливо требуя предоставления качественных услуг от работников коммунальной сферы, немалое число граждан Кольского полуострова забывают заплатить свои долги по квартирной плате. Не платят их порой годами, имея стабильные неплохие доходы. В то же самое время наши пенсионеры исправно, из месяца в месяц, вносят квартплату, отрывая деньги из своих куда более как скромных пенсий. Вот это, как я понимаю, позиция настоящих граждан своей страны, искренне переживающих за ее судьбу.

Впереди короткое северное лето, за которое надо подготовиться к следующему отопительному периоду. В течение первого квартала 2003 года мы уже подготовили ряд обращений в адрес Правительства РФ и Министерства финансов РФ по вопросам выделения Мурманской области дополнительных средств для выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, расчетов с энергоснабжающими предприятиями, закупку топлива и другим жизненно важным вопросам. Правда, наши просьбы в настоящее время удовлетворены только частично. Однако все же удалось дополнительно привлечь в консолидированный бюджет области средства в сумме 250 млн. рублей в виде ссуд из федерального бюджета.

Но денег в региональном бюджете на решение вопросов явно недостаточно. А перед отпусками надо будет обязательно выплатить отпускные бюджетникам. Летом нужно отправить как можно больше наших мурманских детей на отдых. Они должны восстановить свои силы перед новым учебным годом, погреться на солнце, укрепить свое здоровье. Мы сейчас прикладываем много усилий для этого. Я обращаюсь к северянам с настоятельной просьбой: заплатите долги по квартплате, проявите гражданскую сознательность!

В своем первом докладе я достаточно много внимания уделил проблеме взаимодействия прессы и власти. Не думал, что придется вновь возвращаться к этой теме, тем более в связи с произошедшей в апреле текущего года в Мурманской области трагедией. В столице Заполярья выстрелами в упор был убит один из руководителей телекомпании "ТВ-21" Дмитрий Владимирович Швец. Убит нагло, подло, среди белого дня на Кольском проспекте возле офиса телекомпании. Подобное произошло в Мурманске впервые.

На вопрос, кто был заинтересован в гибели светлого, талантливого человека, кто хладнокровно просчитывал страшную акцию, надеюсь, следствие непременно ответит. Хотя многие не сомневаются: убийство было заказным. Но не ошибусь, если скажу, что одними экономическими причинами объяснить такое зверство трудно. Дмитрий Швец, с одной стороны, являлся крупным бизнесменом, с другой – был значимой фигурой в политической сфере региона.

Я также уверен, что произошедшее – попытка, по сути, путем устрашения, с позиции силы оказать воздействие на настроение жителей Мурмана. Иными словами, кто-то очень жаждет манипулировать общественным мнением. Кто-то пытается сделать так, чтобы фактор страха довлел над нами. Мы не должны допустить, чтобы черные планы негодяев сбылись, чтобы страх имел власть над нашими помыслами и стремлениями. Сейчас жители края, наоборот, должны сплотиться и противопоставить варварству нелюдей честность, мужество и порядочность северян. И я очень надеюсь здесь на профессионализм правоохранительных органов. Зло должно понести наказание чего бы это ни стоило.

Главное богатство земли Мурманской – это люди. Они должны чувствовать себя здесь защищенными, хозяевами. Ведь северяне – народ особенный. За Полярный круг всегда приезжали те, кто стремился к новому и не боялся трудностей. Да, одни отправлялись за романтикой, а другие, что уж тут лукавить, за хорошей зарплатой. Но жить в экстремальных климатических условиях непросто. Временщики здесь долго не задерживались – уезжали. Север, как сито, отсеивал лучших из лучших. Зато оставшиеся накрепко прикипали душой к нашей земле. Сюда приезжали моряки и инженеры, учителя и врачи, рабочие и колхозники. Дело находилось для всех.

Но не всегда на Север отправлялись добровольно. Кого-то привозили и под конвоем. Ведь лагеря ГУЛАГа и спецпереселенцы – это тоже часть истории нашей земли. И не стоит забывать, что благодаря и этим людям Мурманская область стала развитым индустриальным краем.

Годы Великой отечественной войны стали нелегким испытанием для жителей области. Фашисты всеми силами стремились взять стратегический порт. Тогда артобстрелами и бомбардировками Мурманск был страшно изуродован. Но рыбаки, назло всему, выходили на промысел и снабжали страну рыбой. А защитники Заполярья насмерть стояли за каждую пядь земли. Погибали, но не сдавались. И победили.

После войны Мурманск вновь возродился и стал самым крупным городом за Полярным кругом. Мы всегда им гордились. Мурманская область вошла в число промышленно развитых регионов. Наши рыбаки давали рыбную продукцию для всей страны… Тут можно говорить много и все с чувством гордости.

Между тем, сейчас все больше принято ругать людей, стоявших в ту пору у власти. А мне хочется выразить глубокую благодарность бывшему первому секретарю обкома Владимиру Николаевичу Птицыну как человеку, семнадцать лет руководившему областью и очень много сделавшему для развития Кольского края. Мурманчане хорошо помнят его заслуги и недавно выступили с инициативой присвоить Птицыну звание почетного гражданина нашего города-героя.

Трудно переоценить вклад в развитие здравоохранения Кольского края Героя Социалистического труда Петра Андреевича Баяндина. Его имя теперь будет носить областная клиническая больница. В период реформ нашей области, как и всей стране, пришлось пережить нелегкие времена. Выстоять в тех условиях было нелегко, но у северян ведь особый характер.

Именно таким характером обладал директор судоремонтного завода "Нерпа" Павел Стеблин. Он всегда верил: предприятие, которое стало делом всей его жизни, сумеет выстоять. И веру эту поддерживал в людях. В память о Павле Григорьевиче снежногорцы решили назвать улицу в своем городе. Но, пожалуй, лучшая память директору – то, что его предприятие сейчас работает стабильно.

Примеры удивительной жизненной стойкости, мужества, мудрости жителей Заполярья можно приводить бесконечно. Особенно это уместно в преддверии 65-летия Мурманской области. Но, по моему мнению, в нынешних экономических условиях не стоит уповать лишь на стойкость северян к невзгодам. Дело властей помочь преодолеть эти самые трудности, по возможности, оградить от них людей. А для того, не давая пустых обещаний, надо просто работать. С наибольшей отдачей работать во благо людей, которые доверили тебе власть.

С наступающим 65-летием Мурманской области, уважаемые северяне!

С уважением,

Губернатор Мурманской области Ю. Евдокимов"

17:41 13.05.2003 
 17.07 16:01Мурманск: Избирательная комиссия обнаружила недостатки в работе региональных СМИ
 17.07 15:48Мурманская область: Бюджет Скалистого-2004 будет больше нынешнего
 17.07 15:34Мурманская область: Жители Апатитов грозятся отлавливать похитителей проводов собственноручно
 17.07 13:36Норильск: Почетными грамотами "Норникеля" награждены 6 работников Енисейского речного пароходства
 16.07 18:54Мурманское морское пароходство приобрело два танкера
 16.07 18:44Мурманская область: Пункт захоронения радиоактивных отходов СК "Радон" снова вводится в эксплуатацию
 16.07 18:34Мурманская область: Стартовала экспедиция "Мурманский вестник. Полярный берег"
 16.07 18:31Всероссийская Вахта Памяти пройдет в Мурманской области
 16.07 18:29Мурманская область: Администрация Снежногорска ужесточает требования к должникам по квартплате
 16.07 18:24Мурманская область: Французские боевые корабли ушли из Североморска
 16.07 17:49Мурманская область: Американский меценат восстановил здание благотворительной организации
 16.07 17:42Мурманская область: Закончилась первая смена в спортивном лагере на пограничной заставе
 16.07 17:40Канадцы выделили 400 тыс. рублей на издание книг мурманских авторов
 16.07 17:36Мурманская область: Ученые путешествуют по сёмужьим рекам Кольского полуострова
 16.07 17:29Мурманская область: Дети с ограниченными возможностями отправятся в туристический поход
 16.07 17:26Мурманск: России демократия вредна – Владимир Жириновский
 16.07 17:22Мурманск: 150 подростков трудоустроены на лето за счет предприятий
 16.07 17:20Мурманск: Дети нарисовали цветок – символ России
 16.07 17:18Мурманская область: Миллиард долларов превысила сумма товарооборота региона за полгода
 16.07 16:51Мурманск: Кандидата на пост мэра исключили из партии "Единая Россия"
 16.07 16:12Норильск: "Промкомсервис-4" обслуживает 2,5 млн. кв.м. территории подразделений ЗФ ГМК "Норильский никель"
 16.07 16:07Норильск: ЗФ ГМК "Норильский никель" удостоен звания "Коллектив - лауреат юбилейной премии"
 16.07 15:58Норильск: В честь 50-летия города в столовых ЗФ ГМК "Норильский никель" пройдут праздничные обеды
 15.07 16:11Москва: Представители ГМК "Норильский никель" примут участие в европейской конференции "Инвестиции в России и СНГ"
 15.07 16:03Чечня: Задержаны боевики, участвовавшие в нападении на Мурманский ОМОН
 15.07 15:25ГМК "Норильский никель" купил контрольный пакет акций Архангельского морского порта
 15.07 14:15Норильск: 170 млн. рублей выделено на ремонт столовых ЗФ ГМК "Норильский никель"
 15.07 13:57Норильск: 178 работникам предприятий ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" присвоены почетные звания
 15.07 09:10Мурманская область: "Кольское собрание" обвиняет начальника областного УВД в клевете
 14.07 20:04Мурманская область: На Кольской АЭС произошли две нештатные ситуации
 14.07 20:01Мурманск: Бывший начальник областного управления уголовного розыска претендует на пост мэра
 14.07 19:56Мурманская область: Началась подготовка проекта новой региональной целевой программы поддержки малого предпринимательства на оды
 14.07 19:48Губернатор Мурманской области выступил на встрече Владимира Путина с членами президиума Госсовета
 14.07 19:41Мурманская область: Отряд кораблей Северного флота завершил переход с Балтики в базу Североморска
 14.07 19:39Мурманская область: 16-18 июля ожидается визит Сергея Миронова
ВСЕ НОВОСТИДАЛЕЕ
Lenty.RUДевочку напоили водкой с клофелином, а мальчику придавил ноги паром
Lenty.RUРаботница собеса попросила бабулю переписать номера всех купюр
Lenty.RUИстребление человечества не за горами

















|||||||
 

«REGNUM»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №77-6430 от 6 августа 2002
При цитировании информации гиперссылка на ИА «REGNUM» обязательна