| |||||||||||||||
| Главы регионов Северо-Запада просят Михаила Касьянова рассмотреть и учесть принципиальные предложения в Концепцию развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов обратился с письмом к председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Касьянову с просьбой внимательно рассмотреть и учесть принципиальные предложения Правительства Мурманской области в Концепцию развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года. Несмотря на то, что на заседании Правительства РФ, состоявшемся 17 июля, проект концепции был принят за основу и в него должны были войти предложения субъектов Федерации, отмечает пресс-служба администрации Мурманской области, документ был передан на утверждение в правительство без учета мнения приморских регионов. "Субъекты Российской Федерации, - говорится в письме,- лишены возможности участвовать в управлении рыболовством, в частности, в наделении всеми видами квот добывающих предприятий, зарегистрированных на нашей территории. Ежегодное изменение порядка распределения ресурсов лихорадит отрасль, не дает возможности сдвинуть с мертвой точки кризисную ситуацию. Мы возлагаем большие надежды на концепцию и считаем, что доработка этого документа должна носить конструктивный характер". Это письмо подписали также руководители Калининградской и Архангельской областей, Республики Карелия. Рыбная промышленность Мурманской области занимает ведущее положение среди субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. На ее долю приходится около 65 % годового вылова и производства пищевой рыбной продукции. На территории области зарегистрировано и функционирует более 300 рыбохозяйствующих субъектов различной формы собственности, осуществляющих свою деятельность в области добычи, переработки, сбыта рыбы и морепродуктов, а также в области судоремонта и судостроения. В настоящее время в рыбохозяйственном комплексе области трудится около 25 тысяч человек. Кроме того, Мурманск является центром научно-исследовательской деятельности по изучению и прогнозированию сырьевых рыбных ресурсов и контроля за рыболовством в Баренцевом, Норвежском, Гренландском морях и в Северной Атлантике. В области разработана и осуществляется Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года, где рыбной промышленности отводится, наряду с горно-металлургической и топливно-энергетической, ведущая роль. За последние годы рыбохозяйственный комплекс, преодолевая кризисное положение после дефолта, наращивает объемы производства, пытаясь стабилизировать положение и затем перейти к устойчивому развитию. Так, вылов с 381 тысяч тонн в 1998 году увеличился до 635 тысяч тонн в 2002 году. Около половины произведенной пищевой рыбной продукции поставляется на внутренний рынок России. Вместе с тем темпы роста производства в последние два года замедлились, а в 2003 году, по предварительной оценке, намечается его спад. Это вызвано рядом причин, главнейшие из которых – отсутствие на федеральном уровне долгосрочной стратегии развития рыбного хозяйства России, меняющиеся условия доступа пользователей к ресурсам (конкурсы, аукционы, научные квоты и т.д.) и чрезмерная централизация и забюрократизированность практических вопросов владения, пользования и распоряжения рыбными ресурсами. К примеру, только в результате проведения аукционов по продаже квот в воде область недополучает ежегодно налоговых поступлений около 400 млн. рублей, а из-за несвоевременного выхода постановлений Правительства России о начале промысла и наделении квотами недолов уже в этом году составил около 50 тысяч тонн. Учитывая все это, принятие за основу Правительством Российской Федерации Концепции развития рыбного хозяйства России на период до 2020 года было поддержано правительством Мурманской области и положительно воспринято рыбопромышленными кругами и рыбаками Северо-Западного региона. Правительством области был внесен ряд предложений, отражающих специфику рыболовства в Северном бассейне. По словам заместителя губернатора Мурманской области Вячеслава Зиланова, участвовавшего в заседании Правительства РФ, многие из них были учтены в ходе завершающего этапа работы над проектом Концепции. В частности, предложения об обновлении основных фондов рыбного хозяйства – флота, рыбоперерабатывающих предприятий; о развитии марикультуры, рыбоперерабатывающих береговых мощностей, прибрежного рыболовства, о наделении пользователей ресурсами на основе традиционных, исторических долей. Однако два важнейших положения – о наделении пользователей ресурсами непосредственно в регионах и о едином механизме применения его как в нашей 200-мильной экономической зоне, так и за ее пределами – пока не находят решения в федеральных органах власти, в частности, в Госкомрыболовстве, в Минэкономразвитии России, в Министерстве природных ресурсов и в аппарате Правительства РФ. В настоящее время представителями регионов проводится работа с аппаратом федеральных ведомств, направленная на то, чтобы предложения Северного бассейна были учтены в окончательном тексте Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года и в ряде проектов нормативных актов, которые в ближайшее время будут приняты в развитие Концепции.
|