| |||||||||||||||
| Мурманск: Основные направления развития нефтегазового комплекса Северо-Западного региона обсуждены на заседании комитета по развитию минерально-сырьевого комплекса асоциации "Северо-Запад" Заседание комитета по развитию минерально-сырьевого комплекса ассоциации "Северо-Запад" состоялось 14 мая в Мурманске. Председательствовал на нем первый заместитель губернатора Александр Селин. Как сообщает пресс-служба областной администрации, участники заседания обсудили основные направления развития нефтегазового комплекса Северо-Западного региона России. С докладами на заседании комитета выступили генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) "Арктикморнефтегазразведка" Олег Мнацаканян, и.о. министра промышленности Республики Коми Сергей Кузнецов, первый заместитель руководителя департамента экономики Мурманской области Александр Рузанкин, директор Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геологоразведочного института (ВНИГРИ) Михаил Белонин. Участники заседания приняли решение, в котором одобрили "основные направления развития", подготовленные Минэнерго РФ, отметили, что в целом они определяют основные ориентиры и пути развития нефтегазового комплекса Северо-Запада России. Однако требуют при доработке ряда дополнений и уточнений. В частности, говорится в решении комитета, необходимо определить четкие ориентиры и пути развития морского нефтегазового комплекса на шельфе как составной и неотъемлемой части северных приморских регионов России, вполне сопоставимой, а иногда и превышающей по площади прилегающие территории суши. В "основных направлениях" не предусмотрены меры по стимулированию геологоразведочных работ и освоению уже открытых месторождений на севере страны. Хотя необходимость этого очевидна, если исходить из принципа государственного протекционизма освоения шельфа Арктики, а также учесть различие территорий по сложности природно-климатических условий, качественным и количественным характеристикам месторождений. В решении также отмечено отсутствие реального сотрудничества федерального центра с органами исполнительной власти прибрежных субъектов федерации. Формы такого сотрудничества не определены, как, впрочем, и федеральная, региональная ответственность за развитие морских геологоразведочных работ. До настоящего времени не выработаны пути решения очень важной проблемы – пополнения специализированного флота новыми техническими средствами. Между тем, уже через 5-7 лет основная часть такого флота выслужит установленные сроки, и Россия может остаться без специализированных судов и морских буровых установок. По этим и ряду других проблемных вопросов в решение комитета были записаны конкретные предложения. Участники заседания поддержали намерения ведущих нефтяных компаний построить нефтепровод "Западная Сибирь-Мурманск" и решение Правительства РФ о разработке соответствующего технико-экономического обоснования. Причем, в ходе обмена мнениями прозвучал аргументированный ответ скептикам, утверждающим, что целесообразность строительства так называемой Мурманской трубопроводной системы (МТС) сомнительна из-за недостаточной ресурсной базы Северо-Запада России и ограниченных возможностей поставок на экспорт западносибирской нефти. Иными словами, через несколько лет в "трубу" попросту нечего будет закачивать. Как отметили участники обсуждения, лукавство этого тезиса в том, что сегодняшняя оценка "недостаточности" сырьевой базы углеводородов в стране строится на объемах промышленных запасов и не учитывает прогнозные ресурсы, переводом которых в более высокие категории с 1992 года почти никто не занимался. А прогнозные ресурсы, по данным сейсморазведки, весьма значительны и именно на их мобилизации базируются планы инициаторов строительства МТС. Вряд ли крупнейшие нефтяные компании России настолько наивны, чтобы бросать на ветер огромные деньги. Как-то не вяжется такой подход с психологией частника, скорее он присущ государственным компаниям. Исключая из расчетов такие мощные, но крайне слабо изученные структуры как Мезенская синеклиза на юго-востоке Коми и в Архангельской области (с ней связаны перспективы обнаружения миллиардов тонн условного топлива), следует говорить не о необоснованности реализации того или иного транспортного проекта, а о необходимости развернуть широким фронтом геологоразведочные работы. Да и "борьбу интересов", которая находит отчетливое отражение в средствах массовой информации, тоже не следовало бы сбрасывать со счетов. Поскольку только ею можно объяснить странную "забывчивость" относительно не только Мезенской синеклизы, но и других перспективных структур. Наивные расчеты на быструю реструктуризацию народного хозяйства, на перевод промышленности в сжатые сроки на "высокие технологии" и в связи с этим недооценка важности воспроизводства минерально-сырьевой базы уже нанесли непоправимый ущерб экономике страны. Хотя очевидно, что ее успешность еще как минимум лет 20 будет связана прежде всего с богатствами недр. Такое отношение государства к геологоразведочным работам на шельфе Арктики привело к печальному, но весьма красноречивому результату. Если 15 лет назад соседняя Норвегия существенно уступала СССР по плотности геофизической изученности Арктического шельфа, то сегодня Россия уступает Норвегии по этому показателю в 20-25 раз. Имея всего одну пробуренную скважину на 40 тысяч квадратных километров потенциально нефтегазоносных районов шельфа, вряд ли стоит говорить о невозможности обеспечить необходимый прирост запасов углеводородов. По большому счету речь должна идти о планах на перспективу, на полнокровное и долгосрочное экономическое присутствие России в Арктике, на полноценное воспроизводство минерально-сырьевой базы, ежегодный планомерный ввод в геологоразведочный процесс новых площадей, обеспечивающих прирост запасов.
|